Новости колледжа

Самые важные события

31 марта родился великий венский классик (1732-1809)

О МУЗЫКЕ ГАЙДНА

«Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус».  (Александр Серов, русский композитор)

Творческое наследие Й. Гайдна включает около 1000 произведений во многих жанрах и формах, среди которых – симфонии, сонаты, камерно-инструментальные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни и проч. Более ста симфоний, написанных Й. Гайдном, определили новые закономерности жанра, на которые опирались все композиторы последующих столетий.

Почти 30 лет своей жизни (1761-1790) Й. Гайдн работал придворным капельмейстером у князей Эстергази в одном из предместий Вены; на эти годы приходится расцвет его творчества. Несмотря на ограниченность общения композитора с европейским музыкальным миром, его имя постепенно становилось все более известным, а сочинения – исполняемыми. В 1790-е годы Й. Гайдн работал по приглашению в Великобритании, итогом чего стали знаменитые 12 Лондонских симфоний и другие сочинения.

Среди друзей Й. Гайдна был В.-А. Моцарт, которого Гайдн считал величайшим из композиторов-современников, а среди учеников – Л. ван Бетховен. Впоследствии Моцарт посвятил Гайдну некоторые из своих струнных квартетов, а Бетховен – ранние фортепианные сонаты.

Известный в настоящее время преимущественно как автор симфонических и инструментальных сочинений, признание современников Й. Гайдн завоевал также своими операми («Лунный мир» по пьесе К. Гольдони, «Роланд-паладин» на сюжет поэмы Ариосто»), мессами и ораториями («Сотворение мира», «Времена года»), камерно-вокальными произведениями (обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса).

Один из создателей стиля «классицизм» в музыке, Й. Гайдн довел до совершенства сложившиеся музыкальные формы, представил в новом свете традиционные жанры, обозначил новое направление в развитии программной и непрограммной музыки. Намеченные им принципы стали основополагающими в истории искусства.

Природное жизнелюбие Й. Гайдна, его неиссякаемый юмор и оптимистичный взгляд на мир обеспечили необычайную изобретательность композитора при выборе средств музыкальной выразительности. Услышанные современниками в его сочинениях особенности звучания определили появление названий многих произведений, в том числе симфоний – «Прощальная», «Сюрприз», «Философ», «Эхо» и др.

Незадолго до смерти композитора Вена была оккупирована наполеоновскими войсками. Легенда гласит, что Й. Гайдн, желая успокоить своих слуг, произнес: «Не бойтесь, дети мои, ибо ТАМ,ГДЕ ГАЙДН, НИКАКОГО ВРЕДА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ».

image
image
image